• lenobl.er.ru
  • Новости
  • Нарышкин: В нормах Налогового кодекса воплощены принципы Конституции
15 мая 2014, 16:27

Нарышкин: В нормах Налогового кодекса воплощены принципы Конституции

Спикер Госдумы открыл парламентские слушания «Основные направления налоговой политики в РФ»

В Госдуме в четверг, 15 мая, проходят парламентские слушания по теме «Основные направления налоговой политики РФ», передает ER.RU.

Открывая слушания, спикер нижней палаты Сергей Нарышкин заявил, что «в прошлом году мы «сломали» многолетнюю традицию, когда Основные направления налоговой политики, что называется, «по факту» доводился правительством до сведения парламента и экспертного сообщества». «Между тем, исполнительная власть ошибочно и вопреки
Конституции считала, что налоговая сфера является «монополией», подчеркиваю - ошибочно и вопреки Конституции, - отметил спикер. - Хотя надо откровенно признать, что это делалось с молчаливого согласия и парламентариев, и экспертного общества».

С принятием в прошлом году закона «О парламентском контроле» все встало на свои места, отметил он. «Теперь всем понятно, что лишь законодатель вправе окончательно решать, каким налогам быть, а каким – нет. Именно это вытекает из норм нашей Конституции. Она служит отправной точкой правового регулирования налоговой системы и содержит не только общие, но и специальные нормы, направленные на регулирование налоговых отношений. А это значит, что саму Конституцию с полным основанием можно отнести к числу важнейших источников налогового права», - сказал Нарышкин.

Нарышкин напомнил базовые конституционные принципы налогообложения. Первый – единство налоговой системы. На территории России не допускается введение не предусмотренных федеральным законодательством налогов и сборов, единой является и сама система федеральных налоговых органов.

Второй принцип – это равное налоговое бремя. «Не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы налогоплательщика, а также – иных, носящих дискриминационный характер, оснований», - отметил председатель палаты.

«Третье – запрет придания обратной силы налоговым законам, ухудшающим положение налогоплательщиков. И, наконец, главный принцип – это установление налогов исключительно законами», - заявил Нарышкин.

Эти и многие другие конституционные принципы, по его словам, воплощены в нормах Налогового кодекса РФ. «Однако в последние годы о них нередко забывали, как и о том, что именно законы прямого действия должны формировать налоговое законодательство Российской Федерации. В результате появились виды платежей, обладающие признаками налогов, но не
подпадающие под регулирование налогового законодательства. Ряд полномочий законодателя в этой сфере оказались фактически переведены исполнительной власти. такие шаги могут превратить и сам Налоговый кодекс в крайне нестабильный и путаный свод правил», - указал Нарышкин.

«Об этих проблемах мы уже говорили на прошлогодних слушаниях. И мне представляется, что одним из главных векторов совершенствования налоговой системы и налогового законодательства должно стать регулирование самого налогового нормотворчества, и разумеется – неукоснительное следование Конституции на всех его этапах», - высказал мнение спикер.

Налоговый кодекс, подчеркнул Нарышкин, – «не просто отраслевой закон, это один из важнейших инструментов российского права, во многом формирующий и отношение наших граждан как к закону, так и к самому государству». «Четкость налоговых правил и практика их реального применения – серьезно влияют на мнение людей не только о праве как таковом, но и об уровне развития и демократии, и правового государства», - добавил он.

«Первый результат нашей прошлогодней дискуссии уже налицо – проект Основ направлений налоговой политики широко обсуждался экспертным сообществом, в том числе на площадке Открытого правительства. Теперь мы должны удовлетворить ожидания от нынешних парламентских слушаний», - заявил Нарышкин.

Прежде всего, отметил председатель Госдумы, «нужно вместе дать актуальные оценки состоянию нашей налоговой системы, понять, какие изменения произошли с момента принятия действующих Основных направлений, что выполнено, что – нет, и к чему это привело». «Есть ли в проекте Основных направлений налоговой политики анализ прошлых ошибок и конкретные предложения по их исправлению. Как тут не вспомнить, конечно, проблему консолидированной группы налогоплательщиков. Позиция парламентских слушаний в прошлом году была отражена в наших рекомендациях, и я просил бы Андрея Германовича (Силуанова, министра финансов) дать комментарий», - заявил Нарышкин.

По его словам, «не менее важно поставить вопросы и о том, насколько конкурентна наша налоговая система, способна ли она реагировать на новые вызовы». «В Бюджетном послании президента на 2013-2015 годы подчеркивалось, что глобализация мировой экономики и возрастающая борьба за инвестиции требуют от нас быть конкурентоспособными во всем. И прежде всего, это касается инвестиционного климата, но его качество опять же во многом зависит от стабильности налоговой системы страны. Поэтому вся налоговая система должна быть нацелена на достижение успеха в глобальной борьбе за
привлечение капиталов, а процедуры администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков», - заявил Нарышкин.

«Здесь нельзя не отметить позитивные изменения в деятельности российской налоговой службы, особенно в том, что касается налогового администрирования, об этом говорит и серьезное продвижение России в различных международных рейтингах», - подчеркнул он.

«Мы должны детально обсудить те нововведения, которые предлагаются в проекте Основных направлений, посмотреть прогнозы от их возможной реализации – как с фискальных позиций, так и в целях развития экономики», - предложил Нарышкин.

Ссылка для блогов