Карта сайта
24 июля 2013, 16:58

В Думе предлагают меры по совершенствованию ЕГЭ

В Общественной палате состоялся круглый стол «Как улучшить ЕГЭ»

Любой инструмент нуждается в совершенствовании, поэтому справедливо говорить о недостатках ЕГЭ и планомерно их устранять. Такое мнение высказала заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова по итогам состоявшегося в Общественной палате России круглого стола «Как улучшить ЕГЭ», сообщает в среду, 24 июля, ER.RU.

По ее словам, ЕГЭ остается главной формой итоговой аттестации выпускников, и отменять его оснований нет. Но предупреждать возможные нарушения процедуры проведения экзамена – первоочередная задача. Во время проведения ЕГЭ в 2013 году число обращений, поступивших на горячую линию Общественной палаты, выросло более чем в 2 раза по сравнению с предыдущим годом, при этом 39% из них – это выражение жалоб и недовольства.

«Сроки проведения ЕГЭ, сроки объявления результатов, минимальный балл по каждому предмету должны быть известны выпускникам заранее, ведь подготовка к итоговой аттестации начинается с 1 сентября. Учебный год для выпускников заканчивается 25 мая, первые экзамены проводятся с 20 мая. Предлагается установить проведение обязательного для всех ЕГЭ по русскому языку – 1 июня, по математике – 10 июня, и не ставить какие-либо экзамены раньше. Экзамены, проводимые до 25 мая, мешают выпускникам закончить обучение по утвержденному учебному плану», - считает Мануйлова.

Также, по ее мнению, необходимо продолжить работу над содержанием контрольно-измерительных материалов (КИМов), особенно по обществознанию, истории, литературе, увеличить долю заданий с открытыми ответами.

Предлагается перейти к двухуровневой системе ЕГЭ: базовый уровень, включающий тестовые задания и позволяющий набрать не более 70 баллов, и профильный уровень, в котором нет тестов, и преобладают задания, требующие развернутого ответа, позволяющий набрать 100 баллов.

«Это позволит снизить затраты на проведение обязательных ЕГЭ: в настоящее время через 40-45 минут после начала экзамена из аудитории выходят более половины выпускников, это те, кому не нужны баллы для поступления в вузы, поэтому они не приступают к выполнению части С», - пояснила парламентарий.

Одной из мер совершенствования ЕГЭ могло бы стать формирование открытого банка заданий по всем предметам. Важно, чтобы количество заданий в нем было велико, чтобы «заучивание решений» становилось бессмысленным.

«Необходимо повысить требования к пунктам проведения экзамена (ППЭ): они должны быть едиными во всех регионах. Для повышения прозрачности ЕГЭ» во всех аудиториях ППЭ предлагается установить записывающие видеокамеры, кассеты с записями должны храниться не менее года. Это позволит контролировать поведение и учащихся, и организаторов во время экзамена, более объективно рассматривать жалобы на нарушение процедуры экзамена, которые поступают после его окончания», - сказала Мануйлова.

Также необходимо ввести процедуру подготовки и аттестации организаторов (в некоторых регионах эта практика имеется и дает положительные результаты) и совершенствовать работу общественных наблюдателей, которые могли бы присутствовать на всех этапах ЕГЭ, в том числе при проверке работ, во время апелляций и т.д.

«Важно определить меру ответственности за нарушения, которые заведомо ведут к искажению достоверности результатов ЕГЭ. Для учащихся – невозможность получить аттестат, даже если это экзамен по выбору; для учителей – организаторов в ППЭ – дисквалификация на 5-10 лет, для чиновников – уголовное дело, лишение права занимать должности служащих и работать в сфере образования на срок 5-10 лет. Для снижения социальной напряженности в обществе, связанной с проведением ЕГЭ, не только сами нарушения, но и их последствия, принятые меры о наказании конкретных лиц, должны быть публичными», - уверена Мануйлова.

Она обратила внимание на то, что ЕГЭ не должен являться одним из показателей оценки деятельности губернаторов. «Но другой независимой объективной оценки региональной системы общего образования в настоящее время нет, при этом все понимают, что будущее – за созданием универсальной системы мониторинга оценки качества образования», - добавила депутат.

«Все эти позиции требуют серьёзного осмысления и профессионального обсуждения. В начале осени комитет Госдумы по образованию совместно с Советом Федерации готовы провести парламентские слушания по заявленной проблеме», - заключила Мануйлова.

Ссылка для блогов