14 мая 2012, 13:43

Александр Дрозденко: Будем решать новые задачи

12 мая в ходе внеочередного заседания Законодательного собрания областные парламентарии наделили полномочиями губернатора региона Александра Дрозденко. Его выступление перед депутатами Ленинградской области приведено ниже.

За последние 10 лет Ленинградская область совершила действительно качественный и количественный скачок в решении экономических и социальных вопросов. Эта работа была бы невозможна без дружной работы правительства Ленинградской области, губернатора Ленинградской области и депутатского корпуса. На заседании Законодательного собрания Ленинградской области 16 марта 2012 года губернатором Ленинградской области Валерием Павловичем Сердюковым была представлена программа развития Ленинградской области на ближайшие годы. Я думаю, основная наша с Вами задача – это реализовывать эту программу для того, чтобы решать задачи, которые ставит перед нами население.

    
В то же время, я хотел бы обратиться к вам с лозунгом «Открытость и сотрудничество» и обозначить несколько пунктов совместной работы на ближайшее время.
    
Когда я говорю «открытость и сотрудничество», то предлагаю депутатскому корпусу разделить с Правительством Ленинградской области не только ответственность, но и влияние на те решения, которые будут приниматься в Ленинградской области для блага населения.
     
Я предлагаю рассмотреть и утвердить структуру Правительства Ленинградской области и его состав открыто и публично, совместно с уважаемым депутатским корпусом. С одной стороны, это повысит ответственность членов Правительства в их работе с Законодательным собранием. С другой стороны, позволит депутатам лучше узнать кадровый состав Правительства Ленинградской области, команды, которая сегодня работает. И, возможно, будут предложения по тому, как можно улучшить данный кадровый состав.
     
Вторая проблема, которую я предлагаю нам совместно решать, это реализации 131-го Федерального закона о местном самоуправлении. Ленинградская область одна из первых в Российской Федерации перешла к двухуровневой системе местного самоуправления. Мы с вами успешно реализовали первый этап этого перехода. Мы без скандала, одними из немногих в Российской Федерации наделили полномочиями и имуществом муниципальные образовании первого и второго уровня. Но сегодня мы с вами видим ряд проблем, которые необходимо решать в ближайшее время. Одну из них я бы назвал «структурной».
    
Мы создали муниципальные образования, но у нас есть муниципальные образования небольшие, экономически слабые, с численностью населения от 700 до 1000 человек. Зачастую очень сложно объяснять нашим жителям, что местные доходы, которые получают муниципальные образования,  практически полностью тратятся на содержание аппарата управления данных муниципальных образований. Я предлагаю рассмотреть вопрос, в соответствии с законом, об изменении структуры муниципальных образований первого уровня с целью укрупнения до двух с половиной тысяч человек.
     
Второе, я предлагаю внимательно отнестись к тем полномочиям, которые мы передали муниципальным образованиям. Это очень серьезные полномочия, в том числе, и полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Если мы хотим спрашивать с муниципальных образований за работу, если мы хотим, чтобы население понимало, что эта система работает, мы должны получать и конкретный результат. Для этого нам необходимо обеспечить муниципальные образования финансовыми ресурсами под имеющиеся полномочия, увеличивая при этом их ответственность за свою работу. Я думаю, что не открою вам Америку, если приведу примеры, когда полномочия по распределению земельных ресурсов, которые были переданы муниципальным образованиям, с легкой руки глав решаются очень быстро.
     
В то же время, основные доходы муниципальных образований – это доходы от имущества и земель - растут не теми темпами, которыми нам бы хотелось. Здесь есть вопросы по открытости распределения земли, по ее продаже. Одно из предложений – это создать единую областную площадку (можно даже ее назвать областной земельной биржей) по реализации всех земельных участков на территории Ленинградской области. С одной стороны, это позволит нам открыто видеть, какие происходят действия внутри муниципальных образований по продаже земельных участков, по получению доходов, по тому, кто приходит на эти земельные участки. С другой стороны, нам будут понятны принципы формирования цены. И самое главное – любой житель Ленинградской области, зайдя на эту электронную открытую площадку, будет знать, что происходит в каждом муниципальном образовании, не дожидаясь прокурорских проверок.
     
Следующее. Я предлагаю внести изменения в закон об инвестиционной деятельности. Абсолютно правильно сказал Валерий Павлович, что этот закон, который был принят в Ленинградской области, оказался прогрессивным и очень эффективно сработал. Однако сегодня я предлагаю внести изменения в данный закон, привязав его к территориям Ленинградской области. У нас есть территории, которым сегодня, возможно, этот закон не очень-то и требуется, в частности пригородные территории с хорошей инфраструктурой, куда, безусловно, придет инвестор. Инвестор придет сегодня и в район строительства портовых сооружений, и в пригородные районы. В то же время, у нас есть отдаленные районы Ленинградской области, куда очень трудно завлечь инвестора. Я предлагаю сделать закон дифференцированным: чем слабее район в экономическом плане, чем дальше он расположен от города Санкт-Петербурга, тем больше мы предоставляем льгот. С тем, чтобы «нулевые» налоги на прибыль, на имущество и на землю были бы именно там, где мы хотим, чтобы размещался инвестор.
     
Я также предлагаю рассмотреть создание земельного фонда. По инициативе губернатора, Ленинградская область в этом году первая в Российской Федерации переходит на обложение земельным налогом так называемых «земельных паев» или «земельных долей», которые были рассчитаны по баллогектарам. Последние 5-7 лет мы с этой категории земельных участков не получаем доходы ни в местные, ни в областной бюджеты. И мы понимаем, что как только эта система заработает, очень многие дольщики и многие пайщики будут вынуждены принять решение: либо каким-то образом распорядиться своей долей и использовать ее в целях сельского хозяйства, либо выставить эту долю на продажу. Предлагаю особенно в тех районах, где сельхозземли не используются, а есть дольщики и пайщики, покупать данные земельные доли, учитывая их низкую цену, для создания областного земельного фонда или областного земельного банка. В последующем использовать эти земли под цели сельского хозяйства или для механизма залога.  
     
Также нам необходимо выступить с совместной инициативой по земельному контролю. Сегодня земельный контроль у нас либо у федеральных органов власти, которые, к сожалению, ограничены в методах и способах этого контроля, либо  муниципальный, то есть те, кто распределяет земельные ресурсы, себя и контролирует. Я думаю, что нам необходимо, чтобы на уровне субъекта были даны полномочия по жесткому земельному контролю и был разработан понятный всем механизм изъятия земли в случае использования не по целевому назначению.
    
Следующее. Абсолютно правильно было подчеркнуто, что сегодня создание площадок с инженерной инфраструктурой для промышленного развития – это вопрос номер один для Ленинградской области. Если мы хотим, чтобы у нас развивался не только крупный бизнес, который, возможно, может и самостоятельно инвестировать в строительство инженерных сетей, но средний и малый бизнес, тогда это то направление, на которое мы должны обратить особое внимание.
    
Я предлагаю сегодня вернуться к нашим целевым адресным программам, чтобы мы совестно с депутатским корпусом рассматривали их открыто и публично, чтобы у депутатов была возможность не только утверждать адресные программы, но и иметь возможность их контролировать и понимать, как они исполняются.
     
Абсолютно правильно задавался во всех фракциях вопрос: сегодня у нас две большие проблемы, которые мы должны решить в ближайшие годы. Это обеспечение детскими садами и социальным жильем. У нас сегодня хороший бюджет, который увеличивается из года в год. Предлагаю рассмотреть современные финансовые механизмы привлечения средств, в том числе и через государственные гарантии под реализацию этих конкретных адресных программ, для того, чтобы решение этих вопросов растянулось не на годы, а на 3-5 лет, то есть в сроки, которые ставит Президент Российской Федерации.
     
Проблема региональных дорог. Сегодня мы очень много об этом говорим. Я хотел бы остановиться на том, что не только мы должны тратить средства на дороги из бюджета, надо разработать механизм привлечения средств тех, кто ездит по этим дорогам и их разбивает. Мы все прекрасно знаем, что ГОСТы по строительству региональных дорог в Ленинградской области – это ГОСТы 70-80-х годов. Тогда не было таких тяжелых машин и таких объемов перевозок и строительства, которые сегодня ведутся в Ленинградской области. Зачастую те, кто у нас занимается лесопользованием, недропользованием, получает прибыль от своей деятельности, разбивая эти дороги, а мы затем должны их ремонтировать из бюджета. То же и с крупными объектами строительства. Сегодня не затихают жалобы от жителей Кингисеппского района, Соснового Бора о том, что ведется благое дело – строительство Сосновоборской атомной станции, но при этом разбиваются наши региональные дороги. Я предлагаю создать прозрачные и понятные правила игры, чтобы все лесопользователи, недропользователи, крупные инвесторы отчисляли средства в дорожный фонд на ремонт дорог. Причем, отчисляли не по итогам своей деятельности, а регулярно, с момента начала своей деятельности. У нас есть примеры, когда тот же лесопользователь, срубив последнее дерево, объявляет себя банкротом. С него уже нельзя взять денег ни на восстановление дорог, ни на восстановление леса, ни на другие проблемы.
       
ЖКХ - тема наиболее близкая населению Ленинградской области. Когда в подъезде не горит лампочка, разбита дверь, не работает батарея отопления, то человеку все равно, кто в этом виноват: управляющая компания, глава волости, депутат, губернатор или Президент Российской Федерации. Мы эту проблему должны решать. Я бы перед вами слукавил, если бы сказал, что она будет решена сразу. Здесь вижу несколько вариантов решения. Во-первых, люди должны понимать, как формируются тарифы и видеть их прозрачность. Во-вторых, мы не можем гарантировать населению «заморозку» тарифов, если не будем модернизировать наше коммунальное хозяйство. Рост тарифов невозможно остановить без применения современных технологий в ЖКХ, в том числе технологий энергосбережения. Один из вариантов решения данной проблемы – это государственно-частное партнерство. Нужно создавать государственно-частные компании, которые будут привлекать также и частные ресурсы для решения проблем ЖКХ. Это водоснабжение, строительство новых котельных и газификация. Я думаю, что достаточно будет, если государство будет иметь в этих компаниях 25% плюс одна акция, чтобы иметь блокирующий пакет, остальное должны приносить частные инвесторы. Практика показывает, что инвестиционные проекты в ЖКХ сегодня достаточно окупаемы. Срок окупаемости проектов, в среднем, от 5 до 9 лет. Это нормальные сроки и здесь мы вполне можем рассчитывать на привлечение инвесторов.
     
Я предлагаю создать адресную или целевую программу «Наказы избирателей» и направить на ее формирование 1% бюджета Ленинградской области. Это не потому, что я хочу сделать реверанс депутатам нашего Законодательного Собрания. Я еще раз повторю: мы можем решать большие стратегические задачи. Мы можем строить детские сады и школы, заводы и портовые сооружения, привлекать инвесторов. Но у нас есть проблемы, с которыми сталкивается население каждый день. Где-то не работает колонка, где-то необходимо сделать уличное освещение, где-то надо отремонтировать кровлю деревенского Дома культуры и так далее. И именно через депутатские наказы мы можем эту проблему решать. Тогда мы покажем населению, что решаем не только большие задачи, но не забываем и о мелких вопросах. Только тогда мы докажем, что все вместе работаем на результат, на повышение благосостояния каждого жителя Ленинградской области.
    
Я еще раз призываю Вас к сотрудничеству! Учитывая преемственность, которая сложилась в Правительстве Ленинградской области, опираясь на достигнутые успехи, используя опыт Губернатора и Правительства Ленинградской области, будем решать новые задачи. Спасибо.
 

По материалам департамента по информации и печати правительства Ленинградской области

Ссылка для блогов